Вверх страницы

Вниз страницы

пробник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » пробник » Фруктовый сад; » Салонные танцы в Англии конца XVIII века


Салонные танцы в Англии конца XVIII века

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

XVII—XVIII века — это время, когда основополагающую роль в развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция — мощное абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни Западной Европы. В области хореографического искусства ее влияние распространяется, в первую очередь, на бытовой танец: большинство популярных в эту эпоху танцевальных жанров и форм имеют французское происхождение.
В начале XVIII века главенствуют парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и пышность, на смену танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, близкие и доступные широким общественным кругам. Парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. Распространению контрданса и его многочисленных разновидностей немало способствуют новые нормы общественного поведения, которые отменяют построение пар согласно придворному церемониалу и закрепляют некоторую свободу и непосредственность в исполнении танца.
Большую роль в развитии бытовых танцевальных жанров сыграла Великая французская революция (1789 — 1794), во время которой танец, песня и музыка становятся непременным атрибутом многочисленных народных празднеств. Зачастую танцы на улицах и площадях приобретают хороводный, поистине массовый характер; не случайно возрождается такой старинный жанр как фарандола.
В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы, предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем такого рода становится вальс, ведущий свое происхождение от простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует его повсеместному распространению.

Ригодон

РИГОДОН (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец XVII — XVIII веков. Темп оживленный, размер 2-дольный (2/2, 2/4). Включает не менее 2-х повторяющихся разделов, каждый из которых состоит из нескольких фраз объемом в 4 такта, обычно с затактом.
Название «Ригодон», согласно мнению Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению. К. Закс считает, что в основе названия — итальянские слова rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Существуют мнения, что название «ригодон» происходит от старонемецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать.
Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошел от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — легкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой и т. д. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближал его с такими танцами, как бурре и монтаньяр . Сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками.
Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным. Тогда же вошел в качестве одной из частей в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких, английских композиторов. Одновременно ригодон — номер в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов (Люлли, Рамо, Филидор, Кампра и др.).
В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Танцмейстеры охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд церемониальных танцев.

Хорнпайп

ХОРНПАЙП (от англ. horn — рог и pipe — трубка) — английский танец типа жиги. Известен с XV века, особо популярен был в XVI—XIX веках. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 года преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождался игрой на хорнпайпе (древнем народном духовом муз. инструменте валлийского и шотландского происхождения), арфе и фиделе (старинном струнном смычковом инструменте). Наиболее ранний известный образец — хорнпайп Г. Астона (около 1522).
Основной тип хорнпайпа — сольный мужской танец, близкий жиге и требующий небольшого пространства для исполнения (вероятно, поэтому его считают танцем моряков). Этот тип — наиболее ранний и известен в Шотландии и особенно в Уэльсе издавна. В XVIII веке такие хорнпайпы часто исполнялись в качестве вставных номеров и в антрактах сценических произведений.
Другие типы — парный круговой танец, популярный в сельской местности в XV—XVII веках и позднее утративший свое значение, и парный country dance (сельский танец, контрданс), распространенный в конце XVII—начале XVIII века. Его размер 3/2, ритм синкопированный. Исполнялся длинными рядами танцующих. Хорнпайпы этого типа встречаются в инструментальных сюитах, в музыке к драматическим произведениям.
Существовали различные локальные (сольные и групповые) разновидности этого танца — английский, шотландский, ирландский, валлийский. Образцы содержатся в многочисленных сборниках XVIII века; хорнпайп сочиняли Пёрселл, Гендель и др.

Гавот

ГАВОТ (от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, фразы объемом в 4 такта и четкая ритмическая пульсация. Длительности менее «восьмой» в гавоте обычно не встречаются. Форма — нередко трехчастная; 2-я часть более простого строения, иногда ее образует мюзет пасторального характера (часто основана на характерном волыночном басу). Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.
Гавот известен с XVI века. Вначале был хороводным танцем, являющимся, по сути, видоизмененным бранлем. Исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку. В XVI веке не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII— XVIII веков возрождается и быстро становится популярным.
Став придворным танцем Франции, гавот существенно изменил первоначальный характер. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Усложняется и сам танцевальный язык: легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Все это способствовало распространению его и в других европейских странах.
В XVIII веке гавот входит в инструментальные сочинения крупной формы, становится постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет ее (сюиты Баха, Генделя и др.). Широко представлен он в балетах и операх Люлли, Рамо, Глюка.
Как придворный бальный танец вышел из употребления около 1830 года, но сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани).

Форлана

ФОРЛАНА — итальянский старинный народный танец в быстром темпе и размере 6/4 или 6/8. Характерны повторяющиеся мотивы в пунктирном ритме, близком ритму сицилианы и жиги. Название объясняется ее происхождением из провинции Фриули (Северная Италия). Некоторые исследователи связывают ее также с танцами южнославянских народов (основываясь на известном сходстве форланы с танцем "коло").
Была широко распространена в простонародной среде (в т. ч. среди венецианских гондольеров) с XVI века. Исполнялась одной или двумя танцующими парами; характер движений танцующих страстный, пылкий. Для форланы типичен неуклонный рост динамики; по мере развертывания танца возбуждение исполнителей растет, и они приходят в экстатическое состояние.
Танец сопровождался ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежала мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка основывалась на одном мотиве, исступленное звучание которого (как в тарантелле) завораживающе действовало на танцоров.
Первые письменные образцы относятся еще к XVI веку (1583) и по характеру музыки больше напоминают аллеманду и пассамеццо. С конца 1690-х до 1750 гг. становится популярной при французском королевском дворе, а в XVIII веке — по всей Европе (особенно в Вене, где ее называют одним из любимейших танцев).
С середины XVIII века часто используется в инструментальной и сценической музыке европейских композиторов, зачастую становясь своего рода символом карнавальной Венеции.

Полонез

ПОЛОНЕЗ — (от франц. [danse] polonaise — «польский [танец]»; в России было распространено название «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный, по меньшей мере, с XVI века. Размер 3-дольный, затакт, как правило, отсутствует; характерен акцент на 2-й доле в последнем такте; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз. Типичный ритм — с дроблением 1 доли на «восьмую» и две «шестнадцатые».
Происхождение полонеза связано с народным польским танцем «ходзоны» (chodzony), исполнявшимся на свадебных торжествах и других сельских праздниках. Этот 4-дольный медленный, «пеший» танец имел множество отличительных особенностей в различных областях Польши: так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами. Будучи любимым народным танцем, ходзоны сопровождался пением или небольшим инструментальным ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей.
Со временем танец проникает в шляхетскую среду, где его танцевали только мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции полонез становится 3-дольным, в танце начинают принимать участие и женщины. Постепенно, к XVII веку полонез переходит и в дворянские залы, в замки крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомятся иностранные гости и разносят его славу по всей Европе.
Балетмейстеры Парижа — города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, — переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, т. е. польский. Так, теряя свою простоту и грубоватость, присущую народным пляскам, полонез становится танцем привилегированных классов и одним из самых популярных в XVIII веке по всей Европе, а также воплощением польского национального духа.
Со временем, утрачивая национальные обычаи, полонез становится торжественным танцем-шествием, в котором могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста. Открывающий торжественные танцевальные вечера и исполняющийся строго по рангам, он как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века.
На первый взгляд можно подумать, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, «вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения» (Ф. Лист «Ф. Шопен»). Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка, исполнение полонеза не представляло особого труда — в нем не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности, т. к. основу танца составляет неизменный, изящный и легкий шаг, сопровождающийся неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны.
Но вместе с тем ни один танец не требовал такой строгости осанки, горделивости и собранности, а также подчеркнутого внимания к своей даме, как полонез. Уважение к даме, преклонение перед нею было вообще темой полонеза. Кавалер «находил все же время наклоняться к своей даме и, улучив удобный момент, шепнуть на ухо нежное признание... Затем, гордо выпрямляясь, он звякал золотыми шпорами, оружием, гладил ус, придавая всем своим жестам выражение, заставлявшее даму ответить ему сочувствующей и понимающей улыбкой» (Ф. Лист «Ф. Шопен»).
Ведущим танца был кавалер первой пары (на особо парадных общественных балах в первой паре шел распорядитель бала, или, как его называли, маршал). Он изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Как описывал Лист, «кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставил проделывать... Он показывал свое искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства и толкотни».
В профессиональной инструментальной музыке полонез появился в XVIII веке. Известны полонезы И. С. Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера, Шумана и Листа.

Контрданс

КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв.— деревенский, сельский танец) — старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII—начале XIX веков.
Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева и т. п.). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократический характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 г. он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750 — 62 гг., вытеснив из быта многие танцы.
Популярность контрданса объясняется, прежде всего, тем, что в танце могли участвовать все желающие, тогда как старые танцы типа менуэта, гавота и т п. исполнялись очень ограниченным количеством пар (одна — две пары). Кроме того, контрдансы по своему темпу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем указанные выше торжественные церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и всех сословий. «Люди устали от хореографических устройств, движущихся… с почти математической точностью, как устали от тригонометрической планировки их городов и садов, — писал один из историков танца П. Неттль. — …Старый маскарад очень тщательно готовился, и, когда предполагался придворный маскарад, гости оповещались во всех деталях, как они должны были одеться, какой танец танцевать и с каким партнером. Контрданс изменил все это. Все, кто обладали прямыми конечностями и компанейскими качествами, принимались в круг». По существу говоря, это танец переходного периода. Его прогрессивные черты сказываются в подчеркивании демократического хороводного принципа, столь богато расцветшего в годы Великой французской революции.
Контрданс, как и бранль, — название собирательное, объединяющее огромное количество танцев: кадриль, гросфатер, экосез, англез, лансье, тампет, котильон, матредур. Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих (longway). Таким образом, можно сказать, что в бытовой хореографии вновь возрождается демократический принцип крестьянских хороводов.
Количество танцевальных фигур доходило до нескольких сот (около 900!) и последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Движения были построены на pas chasse, balance, pas de basque. Постепенно техника танцев все более усложнялась, совершенствовалась, благодаря частому использованию в оперных и балетных спектаклях. Из всех видов контрданса наибольшей популярностью пользовалась французская кадриль , которая исполнялась четырьмя или восьмью парами, построенными в каре, и состояла из пяти фигур.
С течением времени контрдансы, композиционный рисунок и характер движений которых часто зависели от вкуса и таланта танцмейстеров, подвергались значительным изменениям: одни фигуры канонизировались, другие — резко видоизменялись. К 1830 году контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту, особенно в Англии и Шотландии.
Впервые в литературе контрданс упоминается в 1579 году. Первые муз. образцы сделал композитор Дж. Плейфорд в сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), который затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728 года. Между 1775 — 1783 гг. специально контрдансу посвящается уже 17 монографий! Мелодии контрдансов часто использовались композиторами в качестве темы вариаций, а впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., популярный контрданс Бекура стал песней Великой французской революции «Са ira»; см. также некоторые массовые песни Э. Мегюля); темы контрдансов становились основой водевильных куплетов, песен в операх.
Но значение жанра контрданса в истории профессиональной музыки значительно шире. Как и многие народные и бытовые танцевальные жанры, он способствовал формированию тематизма и стиля классической инструментальной музыки. Прежде всего, контрданс оказал решающее воздействие на становление финала сонатно-симфонического цикла, став его жанровой основой.
Роль контрданса как финального образа выходит за рамки чисто инструментальной музыки. Велико его значение и в музыке театральной, где он являлся заключительной частью многих опер и балетов. Также следует отметить, что контрданс можно встретить в качестве жанровой основы отдельных оперных арий и ансамблей.

Экосез

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.
Первоначально представлял собой танец серьезного характера в умеренном темпе, музыкальный размер 3/2, 3/4, в сопровождении волынки. В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, веселый, 2-дольный. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции.
Очень образно описывает танец К. Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца».
Экосез — танец парно-групповой, основная схема — колонна и круги. Расцвет его относится к 1-й трети XIX века; с того же времени жанр использовали в своем творчестве различные композиторы. После 1833 г. экосез исчезает, перерождаясь в шотландскую польку.

Англез

АНГЛЕЗ — общее наименование различных народных танцев английского происхождения, распространенное в XVII—XIX вв. в странах континентальной Европы. По музыке близок контрдансу и экосезу. Преобладают четные размеры (4/4, 6/8), отчетливо акцентированная сильная доля, быстрый темп, объединение танцев в серии («цепи»).

Кадриль

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.
Кадриль — танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый (каре). Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. В то время французская кадриль , качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

инфа от сюда: http://www.balletmusic.ru/

0

2

Статья "Общие тенденции танцев в XVIII веке"

Чтобы понять танцевальную традицию XVIII века, настоятельно рекомендуем ознакомиться со следующим текстом.
Уже в XVII веке Франция обгоняет Италию в развитии танцевального искусства, а в XVIII веке становится законодательницей танцевальной моды, центром развития хореографии и балета.
В эту эпоху не существовало разделения по танцам и технике исполнения на профессиональный балет и так называемые историко-бытовые, а точнее общественные бальные танцы. Каждый танцор независимо от места исполнения танца должен был быть виртуозен. Поэтому? чтоб появится на балу в высшем обществе, необходимо было брать уроки танцев с детства и много работать над собой.
В XVIII веке салонный танец наследует как достижения прошедших эпох, так и приобретает много нового, совершенствуется.

Сохраняется:
— выворотность;
— множество позировок;
— положение рук;
— поклоны.

Усложняется техника танца:
— в танцы включаются прыжки;
— появляются разнообразные движения стопы и кисти;
— хореографы вводят много мелких движений, украшающих танец;

В это время активно разрабатывают систему графической записи танцев, которая фиксирует не только движения, но и рисунок танца (до этого движения изображались лишь в рисунке и описывались в тексте).

В середине века парные танцы уступают место массовым, где могли участвовать все присутствующие на балу; парные танцы стали чередовать с массовыми.

Также в середине века выделяются сольные танцы.

Характерные черты танцев XVIII века
— хореографическая точность, отточенность всех движений, изящество исполнения;
— большое разнообразие мелких движений — украшений танцев;
— геометричность танцев;
— разнообразие движений рук в танце;
— выразительная мимика(ближе к 70-80 гг. XVIII века);
— введение в танец значительной роли пантомимы (танцы-пантомимы);
— гармония танца с архитектурой зданий, бальных залов;
— использование всего пространства зала;
— все танцы пронизаны темой отношения мужчины и женщины, характер танца отражает чувства танцоров;
— фактически все танцы ориентированы на получение удовольствия от исполнения зрителем, а не танцором;
— для всех танцев характерна симметрия: прямая, зеркальная или обратная.

Менуэт

История танца
Танец появляется в конце XVI века. Как и все бальные танцы, он является выходцем из народных танцев. Салонный менуэт образовался в местечке Патау из провинциального бранля, который танцевали в хороводе с использованием «маленьких шажков» — «pas menus», откуда и родилось его название «Menuet».
Конечно же танец, исполнявшийся на балах, фактически не имел ничего общего ни по фигурам, ни по технике со своим предшественником.
Ни один танец в истории искусства не пользовался таким успехом как менуэт. С конца XVII и на протяжении всего XVIII века менуэт являлся «танцем королей» и «королем танцев». «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так считало аристократическое общество XVIII века.

Общее описание
Размер танца: 3/4.
Менуэт всегда в любой своей форме — парный танец.
Основным шагом менуэта является «pas menuet» или «pas menus».
Основной шаг занимает 2 такта. Шаг менуэта очень плавный, каждое движение вытекает из предыдущего без всякого перерыва.
Классический менуэт исполняется в медленном темпе и представляет собой реверансы и чередование различных фигур с использованием только основного шага.
Это был танец отдельной пары чрезвычайно церемониальный, чопорный и торжественный.
Кавалер и дама сходились навстречу друг другу и расходились, проходили мимо друг друга, делали поклоны, разворачивались, движения могли зависеть от желания танцующих.
В процессе танца кавалер и дама могли соединять руки для совместной проходки и совершая поворот.
В XVIII веке по мере эволюции танца темп менуэта увеличился, в результате чего появился «скорый менуэт».
Хореографы могли добавлять в танец различные позировки, новые движения, игру шляпой или веером. Движения менуэта достигали высшей степени пластичности.
Ближе к середине века менуэт пробовали соединять с другими видами танцев, в результате чего появился сложный по технике «джига-менуэт».

Характер танца
Менуэт представляет собой олицетворение знакомства и начала отношений между дамой и кавалером, которое происходит под пристальным наблюдением общества. Ухаживание за представительницами прекрасного пола нашло себе блестящего помощника в этом изящном танце. Очаровательное тщеславие при грациозной ходьбе, красивые паузы при остановках, изящные поклоны и приветствия при встречах, выразительные движения рук, виртуозное использование шляпы и языка веера… Все это превращало менуэт из танца в изысканную и тонкую форму общения, в легкий флирт, в изящную игру высшего общества, порой более интересную и манящую своей молчаливой интригой, нежели простое общение.

Гавот

История танца
Гавот происходит из французского народного танца. Гавот известен с 16 века, уже тогда исполнение гавота требовало определенных правил. Сам танец в 16 веке не имеет характерных черт, который будут свойственны ему в 17 и 18 веках.
При Людовике 14 и 15 гавот стал излюбленным танцем на придворных балах. Музыка для гавота писалась специально и резко отделяла каждое па. Гавот занят одно из первых мест среди танцев в 18 веке благодаря сочетанию превосходной музыки с изысканным содержанием.

Общее описание
Размер: 2/4, 4/4.

Гавот исполняется в паре, иногда в 2 пары, существуют сольные вариации гавота. Танец в пар и сольный занимает все пространство зала, гавот для 2 пар требует небольшого пространства.

Основной шаг также видоизменялся.

Парный и сольный гавот можно назвать маленьким балетом с одним или несколькими участниками. Танец исполнялся в умеренном темпе.
Сольный гавот был сложнее парного. Темп музыки сохранялся, но танцоры исполняли больше движений за один такт, много сложных па, таким образом скорость танца была достаточно высока.

Для сольного гавота характерно много прыжков. Сольный гавот исполняли как правило мужчины, блистая своими хореографическими способностями.

Гавот на 2 пары похож на контрданс, исполняется с использованием основного шага, состоит из нескольких несложных фигур.

Характер танца
Парный гавот — это история любовных отношений. Богатая мимика танца, изысканные движения рук дают широкую возможность проявления чувств между танцорами. Гавот олицетворяет развитие отношений — это история любви.

Сольный гавот теряет смысл первоначального танца, в большей степени является демонстрацией техники перед зрителями. Хотя умелый танцор может в танце рассказать даме о своих чувствах.

Гавот на 2 пары напоминает контрданс, несёт социальную функцию, это танец для наслаждения танцоров, а не зрителей.

Сарабанда

История танца
Сарабанда известна с XVI века на Пиренейском полуострове.

Уверяют, что название этого танца происходит от «Сара Кандар», имени испанской артистки, в первый раз исполнившей сарабанду во Франции. По другому утверждению, сарабанда происходит от испанского «sarao», что означает «бал».

Общее описание
Размер: 3/4.

Сарабанда, как правило, исполняется в паре, но есть и сольные сарабанды для дамы или кавалера. Танец может занимать всё пространство бального зала.
Сарабанда — сложный составной танец, состоящий из набора различных движений и позировок, и не имеет основного шага, как например менуэт или бурре.
Сарабанда всегда имеет медленный темп, музыка очень певучая, нежная. В паре танец исполняется медленно, торжественно, с большей важностью. Повороты головы, движения рук помогают партнерам выразить свои чувства.
В сольном исполнении сарабанды сохраняется медленный темп, но танцор совершает больше движений за один такт, то есть меняется скорость исполнения, в результате танец становится быстрым и сложным.

Характер танца
Сарабанда — танец влюбленных. Прекрасная музыка, выразительные движения рук, взгляд, множество фигур, где танцующие вновь и вновь стремятся «сблизится после разлуки» — все это — рассказ (история) об их любви.

Сольная сарабанда теряет первоначальный смысл танца и становится демонстрацией индивидуальной техники. Кавалеры и дамы могли посвящать этот танец возлюбленному или таким образом завоевать его, ведь в те времена вопросы любви и войны, важнейшие государственные дела решались именно на балах.

Ригодон

История танца
Ригодон появился из народного танца, популярного на юге Франции в Провансе и Лангедоке. Он отражает свойственные южанам подвижность, быстроту и темперамент. Этот танец обязан своим ритмом народным бранлям.

Общее описание
Размер: сначала 3/4 затем 2/4 и 4/4.

Ригодон исполняется в паре или сольно, занимает все пространство зала.

Ригодон — сложный составной танец.
Основное характерное движение «pas de rigodon» исполняется на один такт, представляет собой комплекс двух шагов на месте со сменой ноги и прыжка соте по 1 позиции. «Pas de rigodon» не используется для продвижения, исполняется на месте, обычно в конце музыкальной фразы.
Ригодон — скорый, динамичный танец, с множеством прыжков. В ригодон могли входить разнообразные движения. Неотъемлемым является лишь исполнение основного па в конце музыкальной фразы.
Существует также медленный вариант ригодона, похожий на сарабанду на 4/4, исполнялся не часто.
Форма ригодона использовалась в контрдансах.

Характер танца
Ригодон — легкий, веселый танец, олицетворяет праздничное настроение бала или маскарада, очень непринужденный. Приподнятое настроение после бокала вина, легкое кокетство, демонстрация своих танцевальных навыков.

Медленный ригодон — серьезный и глубокий танец, немного печальный. В описаниях танцев встречается редко.

Буре

История танца
Танец появился в XVI веке, представляет собой перенесенный в салоны веселый национальный танец Оверня, где его до сих пор танцуют местные жители.

Общее описание
Размер: 4/4
Бурре исполняется в паре и сольно. Занимает все пространство зала.

Основной шаг — «pas de bourree», исполняется на 1 такт, представляет собой три шага на полупальцах по 1 позиции и деми-плие на последнюю четверть. Может быть исполнено вперед, назад, в сторону, в повороте.
Бурре — сложный составной танец, в котором используются различные па, свойственные хореографии XVIII века.
Бурре может быть быстрым и медленным.
Быстрое бурре — скорый, технически сложный танец, включает в себя сложные па и различные прыжки, фигуры разнообразны.
Медленной бурре — сдержанный, но так же включает прыжки.

инфа от сюда: http://www.academy-arts.ru/projects/2010/bal-«teatr-absurda»/tancy#tipes

0

3

17 и 18 век
Развитие образования и искусства в Англии замедлилось по причине затянувшихся смут. Республиканское однообразие в образе жизни и недостаток развлечений наскучили англичанам, и, когда произошла реставрация Стюартов, стремление к удовольствиям обнаружилось с особой силой.
Cемнадцатый век явился родоначальником следующих танцев: ригодон, менуэт, гавот, англез, экосез, контрданс, бурре, канари, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке: аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига (или джига). В конце семнадцатого столетия появляются также паспье и кадриль.
Контрдансы прежде всего у всех вызывают ассоциацию с Англией. И, чтобы не говорили о французских или итальянских корнях этих танцев, несомненно, что как своеобразная группа они сформировались и впервые вошли в моду именно в Англии в 17 столетии. Впервые контрдансы упоминаются еще при королеве Елизавете I.
Вошедшие в моду танцы назывались контрдансы (country dances). Это название содержало в себе сразу два смысла, впрочем, близких: Плейфорд публиковал обработки для высшего света народных танцев и танцы, сочиненные в "народном" стиле, постепенно входившем в моду на волнах буржуазной революции. Еще в 1651 г. в издательстве Джона Плейфорда вышла книга "The English dancing master" содержавшая описание 105 контрдансов
Общество было привлечено к контрдансам их простотой - танцы не содержали в себе сложных шагов, характерных для XVI века; а так же тем, что танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько кругов или колонн, каждый/ая из которых включали 4-8 человек, в то время как помпезные танцы предыдущей эпохи подчас могла танцевать всего одна пара или тройка на весь зал.
В контрдансах было очень мало помпезности и много веселости, живости, игривости, того, что англичане называют playfulness. Об этом красноречиво говорят сами названия танцев: «Джени собирает груши», «Приятная компания». «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и т.д.
Контрдансы танцуют в фильмах, снятых по романам Джейн Остин.
Одним из самых популярных танцев XVI - XVII веков стал менуэт. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, провинцию Пуату, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта. Основной чертой исполнения менуэта, который толковался даже как танцевальное объяснение в любви, являлась чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность. Обучались менуэту долго, так как очень трудно давалась манера исполнения. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо», — так резюмирует общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века.
Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.
По своей форме и содержанию отвечал придворно-аристократическому стилю XVII — XVIII веков, что подтверждают свидетельства современников.
Мы уже приближаемся к балам, так любимым французскими монархами, в том их виде, в котором они известны сейчас. Генрих IV и Наполеон с удовольствием давали грандиозные балы, некоторые особенности которых нашли свое продолжение в светских раутах в наше время. Придворные балы Людовика XIII и Людовика XIV в Версале представляли собой роскошные балетные действа, их великолепие изумляло. Им старались подражать и остальные монархи.
18 век
Изменившаяся в эпоху старого режима историческая ситуация значительно повлияла и на танцы. Целый ряд танцев исчез - и их место заняли другие. Главной их ноткой сделались теперь игривость и кокетливость, а также ясно выраженная сладострастность.
Характерными примерами могут служить менуэт и аллеманда - танцы, которые именно тогда вошли в моду. Благодаря такой эволюции танец сделался еще в большей, чем прежде, степени великим совратителем, неутомимым сводником, сводившим оба пола. Прежняя его цель, состоящая в том, что партнершу вращали в воздухе так, что юбки вздувались и глазам публики представало интересное зрелище, никогда, правда, вполне не исчезала, однако постепенно были придуманы более интимные и изысканные эффекты. Во время так называемых "поцелуйных" танцев, бывших особенно в ходу в Англии, поцелуй, которым должны были обменяться парочки, становился все более длительным. Аддисон, возмущавшийся этим обычаем, писал: "Хуже всего танцы с поцелуями, когда кавалер должен целовать свою даму по крайней мере в продолжение минуты, если не хочет обогнать музыку и сбиться с такта".
Танец аллеманда, вошедший в моду в середине XVIII в. и начавший, подобно позднее возникшему вальсу, свое победное шествие из Германии, описывается следующим образом танцмейстером Гилльомом, автором появившегося в 1770 г. "Almanach dansant"
"Сладострастный, полный страсти, медленный, шаловливый, этот танец позволяет женскому полу проявить всю присущую ему кокетливость и придает физиономии женщины самые разнообразные выражения".
А автор "Die Galanterien Wiens" описывает аллеманду, как ее танцевали в последней трети XVIII века, следующим образом:
"Вообще говоря, я не хочу порицать это развлечение (танцы), а только высказать тебе свои мысли по поводу одного танца, который здесь в моде. Это так называемый немецкий танец, способный лишь разжечь кровь и возбудить безнравственные желания, и потому он, как мне думается, и пользуется такой популярностью. Всё развлечение состоит в постоянном верчении, от которого кружится голова и туманится рассудок. Сладострастные прижимания, вздымание разгоряченной груди пробуждают желания, которые стремятся удовлетворить как можно скорей: Скольким завоеваниям уже помог танец, так как воспоминание о том, как она кружилась в такт с таким сладострастием, должно покорить девушку, имеющую о чувственности лишь слабое представление".
пример аллеманды
Ни один танец так не позволял забывать обо всех заботах. Тот же автор пишет: "Многие стараются забыть в танце о своем горе, ибо я не могу тебе сказать, до какой степени здешние девушки любят танцевать".
В моде до сих пор остаются контрдансы, и хотя известный английский щеголь Джордж Брайан Браммел с презрением писал о тех, кто склонен «предаваться неуклюжему веселью деревенского танца», большинство англичан обожали эти танцы. В письме сестре Кассандре от 5 сентября 1795 года Джейн Остин пишет: «Мы обедали в Гуднестоне, а вечером танцевали деревенские танцы и буланже».
Контрданс, как и бранль, — название собирательное, объединяющее огромное количество танцев: кадриль, гросфатер, экосез, англез, лансье, тампет, котильон, матредур. Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих (longway). Таким образом, можно сказать, что в бытовой хореографии вновь возрождается демократический принцип крестьянских хороводов.
Название контрдансов весьма интересно, мне даже интересно, как тот, кто объявлял танцы, сохранял серьезное выражение лица. Богини (Goddesses), Всё в саду зелёное, Весёлые молочницы, Дженни собирает груши, Если бы весь мир был бумагой, Марш принца Руперта, Морячка, Рафти Тафти, Сбор гороха, Шотландская шапка, Argeers, Hearts ease, Hit and misse, Возвращение Весны, Черная лошадка, Parsons farewell (Прощание Парсона/Контрданс Марионеток), Irish trot, St.Patrick's Day, Postie's Jig, The Highland Fair
Количество танцевальных фигур доходило до нескольких сот (около 900!) и последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Движения были построены на pas chasse, balance, pas de basque. Постепенно техника танцев все более усложнялась, совершенствовалась, благодаря частому использованию в оперных и балетных спектаклях.
С течением времени контрдансы, композиционный рисунок и характер движений которых часто зависели от вкуса и таланта танцмейстеров, подвергались значительным изменениям: одни фигуры канонизировались, другие — резко видоизменялись. К 1830 году контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту, особенно в Англии и Шотландии.
С не меньшим удовольствием танцевали под ирландские и шотландские мелодии, например, рил — веселый шотландский танец.
Позже среди контрдансов выделилась кадриль. В английском варианте кадриль была довольно спокойным танцем, который считали изображением светской жизни. В кадрили, так же как в светских гостиных, люди встречались, перебрасывались парой слов, щеголяли изяществом и остроумием, расходились, меняли партнера. «Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно высказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал Ф. Лист.
Другим популярным танцем был котильон. Это был танец-импровизация — первая пара придумывала фигуры, часто заимствуя их из других танцев, последующие пары их повторяли.
котильон « ручеек » (и там еще есть ссылки на другие котильоны)
В письмах и романах Джейн Остин упоминается также упрощенный вариант котильона — буланже. Танцуя буланже, дамы все время меняли партнеров, так что каждая из них успевала хоть немного потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.
В 18 веке появился и известный клуб Олмакс. Чтобы верно охарактеризовать Олмакс (Almack's), надо представлять себе феномен assembly rooms (залов для балов, приемов, собраний). Явление распространилось в течение 18 века, чуть не в каждом городе такие строили иждивением (как говаривалось в классической литературе) окружающих помещиков, иногда как часть лучшей гостиницы в городе, иногда отдельно. Это было действительно несколько комнат, подходящих для танцев, игры в карты, чаепития в перерыве бала; куда можно было съезжаться семействам из своих сельских имений, встречаться, общаться, проводить балы по подписке (assembly balls = subscription balls), т.е. в складчину. Такие же строили при курортах (знаменитейшие – в Бате). Во времена Джейн Остен они процветали, потом захирели; дальнейшее по времени их применение связано уже с развитием мюзик-холла и нас не должно интересовать.
Вот "Almack's" и был такой анфиладой assembly rooms плюс клубом для игры в карты в Лондоне, на Кинг-стрит. Построили его в 1764 г., первым владельцем был Уильям Мак-Колл (William McCall), начинавший как слуга герцога Гамильтонского. Название – по анаграмме его фамилии: он дал такое название, чтобы скрыть свое происхождение, боялся, что иначе наткнется на предрассудки. Карточный клуб был известен своими высокими ставками, соответственно и клиентура была из высших кругов. В течение трех месяцев лондонского "сезона" (с Пасхи до 1 августа) в его залах проводились еженедельные балы по подписке, которые организовывал добровольный комитет дам, опять же из верхушки общества. Допуск в "Олмакс" был честью, который современники сравнивали с представлением ко двору. Дамы были тиранки и устанавливали жесткие правила: например, однажды туда не пустили герцога Веллингтонского – за то, что опоздал. Клуб "Олмак" считался "седьмым небом модного мира". В нем вопрос о допуске решал совет из десяти дам-патронесс (их сравнивали с венецианским Советом десяти), которые безжалостно отсекали лиц незнатного происхождения, и никакие капиталы не могли помочь дочке банкира попасть на заветный бал по средам в "Олмаке". Билеты на бал стоили недорого, закуска была скромная - лимонад и сандвичи с ветчиной, ведь основная цель дам-патронесс состояла в том, чтобы избежать ostentation - "выставления напоказ", афиширования богатства. Т. Веблен в конце XIX века придумает целую теорию, что именно "выставление напоказ" - признак буржуазного мышления, но эти социальные механизмы были прекрасно известны и раньше.
Коулберн понял, что существует не только социальный, но и информационный заслон между нуворишами и аристократами (напрашивающаяся аналогия - культурный зазор между "новыми" и "старыми" русскими), что создавало идеальную рыночную нишу для "модного" романа.
Отныне все желающие могли, купив заветную книжку, "виртуально" побывать в "Олмаке" или узнать, о чем толкуют в великосветских гостиных. Формула "модного" романа включала описания клубных балов, вечеров за картами, когда проигрывались целые состояния, любовных интриг, скачек и, конечно же, изысканных дамских нарядов и дендистских костюмов. Упоминались даже реальные адреса модных портных, у которых можно было заказать подходящие туалеты.
Впоследствии эти комнаты стали известны как Willis's (по имени следующего владельца), использовались главным образом для парадных обедов и были закрыты в 1890 г.; а карточный клуб переместился еще в 1778 г. на Сент-Джеймс-стрит, где стал известен под названием "Брукс" (Brook's Club).
инфа от сюда http://lady.webnice.ru/forum/viewtopic. … p;start=45

0


Вы здесь » пробник » Фруктовый сад; » Салонные танцы в Англии конца XVIII века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно