XVII—XVIII века — это время, когда основополагающую роль в развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция — мощное абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни Западной Европы. В области хореографического искусства ее влияние распространяется, в первую очередь, на бытовой танец: большинство популярных в эту эпоху танцевальных жанров и форм имеют французское происхождение.
В начале XVIII века главенствуют парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и пышность, на смену танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, близкие и доступные широким общественным кругам. Парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. Распространению контрданса и его многочисленных разновидностей немало способствуют новые нормы общественного поведения, которые отменяют построение пар согласно придворному церемониалу и закрепляют некоторую свободу и непосредственность в исполнении танца.
Большую роль в развитии бытовых танцевальных жанров сыграла Великая французская революция (1789 — 1794), во время которой танец, песня и музыка становятся непременным атрибутом многочисленных народных празднеств. Зачастую танцы на улицах и площадях приобретают хороводный, поистине массовый характер; не случайно возрождается такой старинный жанр как фарандола.
В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы, предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем такого рода становится вальс, ведущий свое происхождение от простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует его повсеместному распространению.
Ригодон
РИГОДОН (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец XVII — XVIII веков. Темп оживленный, размер 2-дольный (2/2, 2/4). Включает не менее 2-х повторяющихся разделов, каждый из которых состоит из нескольких фраз объемом в 4 такта, обычно с затактом.
Название «Ригодон», согласно мнению Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению. К. Закс считает, что в основе названия — итальянские слова rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Существуют мнения, что название «ригодон» происходит от старонемецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать.
Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошел от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — легкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой и т. д. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближал его с такими танцами, как бурре и монтаньяр . Сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками.
Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным. Тогда же вошел в качестве одной из частей в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких, английских композиторов. Одновременно ригодон — номер в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов (Люлли, Рамо, Филидор, Кампра и др.).
В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Танцмейстеры охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд церемониальных танцев.
Хорнпайп
ХОРНПАЙП (от англ. horn — рог и pipe — трубка) — английский танец типа жиги. Известен с XV века, особо популярен был в XVI—XIX веках. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 года преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождался игрой на хорнпайпе (древнем народном духовом муз. инструменте валлийского и шотландского происхождения), арфе и фиделе (старинном струнном смычковом инструменте). Наиболее ранний известный образец — хорнпайп Г. Астона (около 1522).
Основной тип хорнпайпа — сольный мужской танец, близкий жиге и требующий небольшого пространства для исполнения (вероятно, поэтому его считают танцем моряков). Этот тип — наиболее ранний и известен в Шотландии и особенно в Уэльсе издавна. В XVIII веке такие хорнпайпы часто исполнялись в качестве вставных номеров и в антрактах сценических произведений.
Другие типы — парный круговой танец, популярный в сельской местности в XV—XVII веках и позднее утративший свое значение, и парный country dance (сельский танец, контрданс), распространенный в конце XVII—начале XVIII века. Его размер 3/2, ритм синкопированный. Исполнялся длинными рядами танцующих. Хорнпайпы этого типа встречаются в инструментальных сюитах, в музыке к драматическим произведениям.
Существовали различные локальные (сольные и групповые) разновидности этого танца — английский, шотландский, ирландский, валлийский. Образцы содержатся в многочисленных сборниках XVIII века; хорнпайп сочиняли Пёрселл, Гендель и др.
Гавот
ГАВОТ (от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, фразы объемом в 4 такта и четкая ритмическая пульсация. Длительности менее «восьмой» в гавоте обычно не встречаются. Форма — нередко трехчастная; 2-я часть более простого строения, иногда ее образует мюзет пасторального характера (часто основана на характерном волыночном басу). Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.
Гавот известен с XVI века. Вначале был хороводным танцем, являющимся, по сути, видоизмененным бранлем. Исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку. В XVI веке не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII— XVIII веков возрождается и быстро становится популярным.
Став придворным танцем Франции, гавот существенно изменил первоначальный характер. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Усложняется и сам танцевальный язык: легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Все это способствовало распространению его и в других европейских странах.
В XVIII веке гавот входит в инструментальные сочинения крупной формы, становится постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет ее (сюиты Баха, Генделя и др.). Широко представлен он в балетах и операх Люлли, Рамо, Глюка.
Как придворный бальный танец вышел из употребления около 1830 года, но сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани).
Форлана
ФОРЛАНА — итальянский старинный народный танец в быстром темпе и размере 6/4 или 6/8. Характерны повторяющиеся мотивы в пунктирном ритме, близком ритму сицилианы и жиги. Название объясняется ее происхождением из провинции Фриули (Северная Италия). Некоторые исследователи связывают ее также с танцами южнославянских народов (основываясь на известном сходстве форланы с танцем "коло").
Была широко распространена в простонародной среде (в т. ч. среди венецианских гондольеров) с XVI века. Исполнялась одной или двумя танцующими парами; характер движений танцующих страстный, пылкий. Для форланы типичен неуклонный рост динамики; по мере развертывания танца возбуждение исполнителей растет, и они приходят в экстатическое состояние.
Танец сопровождался ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежала мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка основывалась на одном мотиве, исступленное звучание которого (как в тарантелле) завораживающе действовало на танцоров.
Первые письменные образцы относятся еще к XVI веку (1583) и по характеру музыки больше напоминают аллеманду и пассамеццо. С конца 1690-х до 1750 гг. становится популярной при французском королевском дворе, а в XVIII веке — по всей Европе (особенно в Вене, где ее называют одним из любимейших танцев).
С середины XVIII века часто используется в инструментальной и сценической музыке европейских композиторов, зачастую становясь своего рода символом карнавальной Венеции.
Полонез
ПОЛОНЕЗ — (от франц. [danse] polonaise — «польский [танец]»; в России было распространено название «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный, по меньшей мере, с XVI века. Размер 3-дольный, затакт, как правило, отсутствует; характерен акцент на 2-й доле в последнем такте; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз. Типичный ритм — с дроблением 1 доли на «восьмую» и две «шестнадцатые».
Происхождение полонеза связано с народным польским танцем «ходзоны» (chodzony), исполнявшимся на свадебных торжествах и других сельских праздниках. Этот 4-дольный медленный, «пеший» танец имел множество отличительных особенностей в различных областях Польши: так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами. Будучи любимым народным танцем, ходзоны сопровождался пением или небольшим инструментальным ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей.
Со временем танец проникает в шляхетскую среду, где его танцевали только мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции полонез становится 3-дольным, в танце начинают принимать участие и женщины. Постепенно, к XVII веку полонез переходит и в дворянские залы, в замки крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомятся иностранные гости и разносят его славу по всей Европе.
Балетмейстеры Парижа — города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, — переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, т. е. польский. Так, теряя свою простоту и грубоватость, присущую народным пляскам, полонез становится танцем привилегированных классов и одним из самых популярных в XVIII веке по всей Европе, а также воплощением польского национального духа.
Со временем, утрачивая национальные обычаи, полонез становится торжественным танцем-шествием, в котором могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста. Открывающий торжественные танцевальные вечера и исполняющийся строго по рангам, он как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века.
На первый взгляд можно подумать, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, «вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения» (Ф. Лист «Ф. Шопен»). Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка, исполнение полонеза не представляло особого труда — в нем не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности, т. к. основу танца составляет неизменный, изящный и легкий шаг, сопровождающийся неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны.
Но вместе с тем ни один танец не требовал такой строгости осанки, горделивости и собранности, а также подчеркнутого внимания к своей даме, как полонез. Уважение к даме, преклонение перед нею было вообще темой полонеза. Кавалер «находил все же время наклоняться к своей даме и, улучив удобный момент, шепнуть на ухо нежное признание... Затем, гордо выпрямляясь, он звякал золотыми шпорами, оружием, гладил ус, придавая всем своим жестам выражение, заставлявшее даму ответить ему сочувствующей и понимающей улыбкой» (Ф. Лист «Ф. Шопен»).
Ведущим танца был кавалер первой пары (на особо парадных общественных балах в первой паре шел распорядитель бала, или, как его называли, маршал). Он изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Как описывал Лист, «кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставил проделывать... Он показывал свое искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства и толкотни».
В профессиональной инструментальной музыке полонез появился в XVIII веке. Известны полонезы И. С. Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера, Шумана и Листа.
Контрданс
КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв.— деревенский, сельский танец) — старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII—начале XIX веков.
Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева и т. п.). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократический характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 г. он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750 — 62 гг., вытеснив из быта многие танцы.
Популярность контрданса объясняется, прежде всего, тем, что в танце могли участвовать все желающие, тогда как старые танцы типа менуэта, гавота и т п. исполнялись очень ограниченным количеством пар (одна — две пары). Кроме того, контрдансы по своему темпу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем указанные выше торжественные церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и всех сословий. «Люди устали от хореографических устройств, движущихся… с почти математической точностью, как устали от тригонометрической планировки их городов и садов, — писал один из историков танца П. Неттль. — …Старый маскарад очень тщательно готовился, и, когда предполагался придворный маскарад, гости оповещались во всех деталях, как они должны были одеться, какой танец танцевать и с каким партнером. Контрданс изменил все это. Все, кто обладали прямыми конечностями и компанейскими качествами, принимались в круг». По существу говоря, это танец переходного периода. Его прогрессивные черты сказываются в подчеркивании демократического хороводного принципа, столь богато расцветшего в годы Великой французской революции.
Контрданс, как и бранль, — название собирательное, объединяющее огромное количество танцев: кадриль, гросфатер, экосез, англез, лансье, тампет, котильон, матредур. Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих (longway). Таким образом, можно сказать, что в бытовой хореографии вновь возрождается демократический принцип крестьянских хороводов.
Количество танцевальных фигур доходило до нескольких сот (около 900!) и последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Движения были построены на pas chasse, balance, pas de basque. Постепенно техника танцев все более усложнялась, совершенствовалась, благодаря частому использованию в оперных и балетных спектаклях. Из всех видов контрданса наибольшей популярностью пользовалась французская кадриль , которая исполнялась четырьмя или восьмью парами, построенными в каре, и состояла из пяти фигур.
С течением времени контрдансы, композиционный рисунок и характер движений которых часто зависели от вкуса и таланта танцмейстеров, подвергались значительным изменениям: одни фигуры канонизировались, другие — резко видоизменялись. К 1830 году контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту, особенно в Англии и Шотландии.
Впервые в литературе контрданс упоминается в 1579 году. Первые муз. образцы сделал композитор Дж. Плейфорд в сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), который затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728 года. Между 1775 — 1783 гг. специально контрдансу посвящается уже 17 монографий! Мелодии контрдансов часто использовались композиторами в качестве темы вариаций, а впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., популярный контрданс Бекура стал песней Великой французской революции «Са ira»; см. также некоторые массовые песни Э. Мегюля); темы контрдансов становились основой водевильных куплетов, песен в операх.
Но значение жанра контрданса в истории профессиональной музыки значительно шире. Как и многие народные и бытовые танцевальные жанры, он способствовал формированию тематизма и стиля классической инструментальной музыки. Прежде всего, контрданс оказал решающее воздействие на становление финала сонатно-симфонического цикла, став его жанровой основой.
Роль контрданса как финального образа выходит за рамки чисто инструментальной музыки. Велико его значение и в музыке театральной, где он являлся заключительной частью многих опер и балетов. Также следует отметить, что контрданс можно встретить в качестве жанровой основы отдельных оперных арий и ансамблей.
Экосез
ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.
Первоначально представлял собой танец серьезного характера в умеренном темпе, музыкальный размер 3/2, 3/4, в сопровождении волынки. В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, веселый, 2-дольный. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции.
Очень образно описывает танец К. Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца».
Экосез — танец парно-групповой, основная схема — колонна и круги. Расцвет его относится к 1-й трети XIX века; с того же времени жанр использовали в своем творчестве различные композиторы. После 1833 г. экосез исчезает, перерождаясь в шотландскую польку.
Англез
АНГЛЕЗ — общее наименование различных народных танцев английского происхождения, распространенное в XVII—XIX вв. в странах континентальной Европы. По музыке близок контрдансу и экосезу. Преобладают четные размеры (4/4, 6/8), отчетливо акцентированная сильная доля, быстрый темп, объединение танцев в серии («цепи»).
Кадриль
КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.
Кадриль — танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый (каре). Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. В то время французская кадриль , качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.
инфа от сюда: http://www.balletmusic.ru/